Любой хороший продавец, чем бы он ни торговал, имеет в своем арсенале специальные приемы, позволяющие скрыть недостатки товара и подчеркнуть его преимущества (порой, весьма сомнительные). Как часто многие из нас поддаются на ухищрения таких продавцов и покупают совершенно ненужные или некачественные вещи – кофточки, которые никогда не наденутся, обувь, ходить в которой неудобно и многое другое от носовых платков и до квартир.
В этом и заключается работа продавца. Однако, если приобретение неудобной обуви может вызвать лишь некоторую досаду, как на продавца, так и на себя, то покупка квартиры, несоответствующей заявленным характеристикам, вызывает более сильные эмоции. И ведь с юридической точки зрения, продавец окажется прав – ведь он не обманывает покупателя и продаваемая квартира полностью «чиста». Риэлтор просто «забывает» проинформировать клиента о «несущественных» недостатках недвижимости.
Давайте рассмотрим ряд особо популярных в риэлтерской среде приемов для продажи неликвидного жилья. Быть может, полученные знания сберегут Вам в будущем и деньги и нервы.
Там, где спит ребенок
Чтобы не показывать потенциальному покупателю какие-либо недостатки недвижимости, продавцы применяют особые технологические ухищрения. Порой, «креативность» риэлтеров способна удивлять. Какие только идеи не используются, чтобы скрыть недостаток, снижающий ценность квартиры для покупателя.
Например, за годы работы с недвижимостью нам много раз приходилось слышать об одном нехитром приеме, используемом при продаже квартир, не подключенных к централизованной системе горячего водоснабжения. Понимая, что данный факт отрицательно сказывается на ликвидности жилья, риэлторы просто-напросто убирают из него водонагревательные приборы. Неискушенный покупатель редко проверяет наличие воды в кранах. Но если даже и проверяет – предварительно наклеенное на двери подъезда объявление о ремонтных работах служит отличной маскировкой, а в летнее время отсутствие воды в кранах можно с легкостью объяснить проведением профилактических работ. И это еще цветочки. Покупателю могут продать даже «телефонизированную» квартиру, поставив в ней телефонный аппарат буквально за пять минут до прибытия клиента. Самые «творческие» продавцы умудряются даже звонить с этого неподключенного телефона в присутствии покупателя для придания большей правдоподобности.
К этому списку можно добавить еще множество ухищрений. Так, при протекающей сантехнике, продавец может отключить водоснабжение, разбитые двери могут быть спрятаны за дешевой обивкой и так далее.
Иногда покупателю пытаются ограничить возможность осмотра какой-либо комнаты, в которой, например, «спит ребенок». Что можно увидеть в приоткрытую дверь при выключенном свете? Такая хитрость используется чаще всего в случаях, когда одна из комнат нуждается в дополнительном ремонте (сломаны окна, была протечка и т.п.).
Вообще, многие риэлторы стараются приглашать клиента для осмотра квартиры в вечернее время. Ведь темнота помогает скрыть не слишком привлекательный внешний вид дома, плохо обустроенную придомовую площадку и тому подобные факты. Лишь очень немногие из покупателей захотят совершить обход двора в темное время суток, чтобы поближе рассмотреть все подробности. Так что нужно быть внимательным во всем. Даже если добрый продавец предлагает встретить Вас в любом удобном месте и подвезти до объекта на своей машине, а дорога пролетает совсем незаметно благодаря его искрометной болтовне – задумайтесь. А не скрывается ли за всем этим плохая транспортная доступность места Вашего будущего проживания?
Перечислить все способы и приемы ушлых продавцов наверняка не сможет никто. Желая выгодно продать объект, они включают весь свой интеллект и всю свою фантазию. И кроме вышеназванных хитростей, имеющих широкое распространение, многие риэлторы имеют свои «фирменные» ходы. Однако именно перечисленные варианты обмана встречаются чаще всего, известны большинству недобросовестных риэлторов и применяются ими на практике. Профессионал способен раскусить столь примитивный обман в два счета, а жертвами, как правило, становятся неопытные покупатели, не заручившиеся поддержкой специалистов.
Риэлторы – актеры
Помимо технических приемов риэлторы используют в своей работе своеобразные актерские постановки. Например, при посещении квартиры будущему покупателю может «совершенно неожиданно» встретиться словоохотливый жилец этого дома, который в красках распишет массу преимуществ и выгод, ожидающие дома радужные перспективы и прелести района. Если покупатель – мужчина, он также «случайно» знакомится с будущей соседкой, весьма привлекательной и общительной. Весьма часто риэлторами применяется метод «ажиотажного спроса». Его суть – столкнуть в предлагаемой квартире одновременно несколько покупателей. Причем совсем не факт, что все эти покупатели настоящие. Напротив, как правило, настоящий всего один, а остальные являются сообщниками риэлтора, и их задача – показать потенциальному покупателю «каким спросом пользуется эта замечательная квартира».
И еще один классический «развод» заключается в создании особенной очередности показа вариантов, когда вначале покупателю предлагают несколько совершенно неподходящих квартир, потом один или два нормальных варианта, а далее опять ряд объектов, не отвечающих его запросам. При этом риэлтор всячески старается надавить на клиента, намекая, что на более-менее понравившиеся квартиры имеются и другие претенденты и когда еще появятся подобные варианты вообще неизвестно. Чаще всего покупатель и так находится в цейтноте – ведь ему необходимо освободить предыдущее жилье (многие начинают процесс подбора вариантов, уже заключив договор продажи своей предыдущей квартиры). А поэтому, устав от бесконечных хождений по неликвидным квартирам, покупатель все же соглашается на тот самый единственный терпимый вариант.
«Рыбак рыбака….»
Все описанные выше приемы рассчитаны чаще всего на неопытного покупателя. Однако существуют и методы воздействия на риэлторов.
В период кризиса, в связи со снижением общего спроса на недвижимость в среде российских риэлтеров выявилась новая тенденция. Риэлторы продавцов стали заключать своеобразные сделки с риэлторами покупателей. Предметом этих сделок является следующее: риэлтор покупателя получает дополнительное неофициальное вознаграждение от риэлтора продавца, если сможет уговорить своего клиента приобрести именно этот неликвидный объект недвижимости.
По большому счету в такой сделке нет ничего предосудительного. Во многих развитых мировых странах принята подобная практика, когда вознаграждение за проведенную сделку в равных долях делится между риэлторами покупателя и продавца.
Но любую хорошую идею можно извратить и превратить в способ обмана. А попытка продать квартиру с недостатками, заставив риэлтора покупателя закрыть глаза на эти недостатки за отдельную плату, весьма и весьма напоминает взятку. Получая от противоположной стороны денежное вознаграждение, такой риэлтор перестает замечать неприятные моменты в документах на квартиру, соглашается с заведомо завышенной ценой и т.д. То есть фактически превращается из помощника покупателя в агента противоположной стороны.
Исходя из всего этого, можно подумать, что покупатель полностью и безоговорочно зависит лишь от честности риэлтора, которому поручена покупка недвижимости. Однако это не совсем так. При грамотном подходе к делу, обладая минимумом знаний можно полностью контролировать работу риэлтора. Все что для этого нужно – верить лишь собственным глазам. Обязательно самостоятельно проводите тщательный осмотр предложенной квартиры, заглядывая в каждый ее уголок, проверьте работоспособность всех инженерных систем. Пройдитесь по придомовой территории, оглядитесь, оцените количество людей на остановках общественного транспорта. Тогда Вы сможете быть уверены в приобретаемом жилье. Ведь это Вы являетесь покупателем и платите свои деньги, это Вам жить в приобретенной квартире, а значит, жилье должно понравиться именно Вам! Для подтверждения же юридической «чистоты» квартиры, потребуйте от риэлторской компании официальное письменное заключение. Это заключение станет Вашей страховкой от непредвиденных неприятностей. Поверьте, выдавая такое заключение, риэлторы вряд ли станут рисковать и умалчивать о существующих проблемах.
Основное направление-операции, связанные с покупкой и продажей долей в квартирах. Мы стояли у истоков рынка долевой собственности. "Август" является признанным лидером и надежным партнером, с огромным наработанным опытом в данном направлении.